Нужна ли российскому бизнесу прозрачность? Многие увязывают этот вопрос с реализацией моделей “бизнес—бизнес”. До тех пор пока бизнес не станет прозрачным, а компании — белыми, реализовать решения “бизнес—бизнес” будет невозможно — утверждают они. Но на самом деле отсутствие прозрачности и “белизны” — отнюдь не главная беда российского корпоративного рынка. Основных препятствий для массового внедрения В2В-решений несколько. Вот лишь некоторые из них…
Эта проблема стоит для любой биржи, не только интернет-площадки. Но обычные биржи решает этот вопрос достаточно просто: участник торгов подписывает соглашение, по которому он гарантирует, что в случае, если его оферта акцептована другим участником сделки, он обязан продать или купить товар. Условно говоря, если кто-то решил купить ваш товар по условиям указанным в заявке, вы обязаны заключить с ним сделку. Аналогичные соглашения подписывают участники торгов на интернет-биржах, но здесь встает проблема доказательства акцептования оферты.
Участники торгов традиционных оффлайновых площадок делятся на две категории — это брокеры, торгующие непосредственно на бирже, либо те, кто работает через специальный терминал системы “биржа-клиент”. Наличие у клиента терминала, с которого проводилась сделка, автоматически идентифицирует ее участников. В Интернете наиболее распространенным способом идентифицировать участников является электронная подпись и сделать заказ платья для хора И вот здесь начинаются основные проблемы.
Во-первых, закон об электронной подписи пока находится только на стадии рассмотрения в российском парламенте (правда, есть информация, что к концу года он все-таки будет принят). А это означает, что все действующие в Сети торговые площадки на самом деле биржами не являются (биржа гарантирует сделки). Пожалуй, самое подходящее определение для них — это интернет-базар. То есть покупатель и продавец сходятся вместе, а уж как они договорятся между собой — их проблемы.
Во-вторых, банальный факт — законы, определяющие понятие “электронной подписи” и регулирующие ее использование, меняются от страны к стране. А это сильно осложняет создание глобальных торговых площадок. Например, между продавцом из России и покупателем из США осуществляется сделка на торговой площадке, расположенной в Лондоне. Как быть в случае, если одна из сторон оспаривает факт сделки? В рамках какой юрисдикции следует проводить разбирательства? Ведь каждый из участников торгов может ссылаться на свои собственные законы. Поэтому необходимы механизмы, вводящие стороны в правовое поле сделки и регулирующие конфликтные ситуации. В принципе это также можно решать, торгуя через местные представительства или прописывая напрямую в договоре механизмы урегулирования конфликтов, например “в случае возникновения конфликта ситуация будет рассматриваться в английском арбитраже по английскому праву”. Но при этом за кадром остается такой тонкий момент, как механизмы исполнения судебного решения. В самом деле, вряд ли судебный исполнитель приедет из Великобритании, чтобы урегулировать проблемы с российской компанией.
Наконец, давайте рассмотрим российский вариант решения конфликта между участниками. Как будет рассматривать ситуацию суд, если отсутствует необходимый для рассмотрения закон? И даже если он появится на бумаге, как его будут использовать, если судьи очень слабо разбираются в том, что такое “электронная подпись” или “Интернет”? Механизм урегулирования будет работать только в случае доброй воли всех участников конфликта. И весьма вероятно, что до официоза дело просто не дойдет, разбираться будут “крыши”. В принципе неразрешимых проблем не бывает. Со временем у судей появятся законы, прецеденты, методы ведения бизнеса станут менее грубыми, однако до этого пока далеко.
Кстати, организация торговых площадок — не только российская проблема. Например, американские компании до сих пор не могут развернуть эффективную торговлю на европейском рынке, а правительства стран не могут договориться взимать (или не взимать) налоги с интернет-коммерции.
До торговли на визуальных площадках еще далеко. Большинство сделок совершается традиционным образом .
Поэтапный В2В
Впрочем, для России основная проблема состоит не в этом. Для решений “бизнес—бизнес” не готовы сами предприятия. Большинство независимых порталов, которые уже стартовали или вот-вот начнут работу, вряд ли смогут в ближайшее время показать серьезную прибыль. Необходимо понимать, что эффективной может быть только независимая площадка, поддерживаемая некоторым количеством поставщиков. А что будет, если к владельцам интернет-биржи придут из налоговой полиции и попросят показать данные о сделках? Практика показывает, что государство выработало эффективные механизмы давления на любой бизнес, например, через налоговую полицию. Готовы ли компании к такому развитию событий?
Наконец, другой важный момент — насколько организационная и информационная структура самих компаний позволяет участвовать в решениях “бизнес—бизнес”. В большинстве своем, даже при огромном желании владельца компаний, торговать на интернет-площадке она просто не сможет. Где базы данных по товарам, где системы учета добычи, где системы управления продажами, как все это соединить через Сеть?
Для того чтобы войти в электронную коммерцию корректно, необходимо сделать несколько последовательных шагов. Вначале — привести в порядок внутреннюю информационную, а главное — организационную структуру. При этом компания не становится прозрачной, у нее появляется внутренняя логика. Все операции ведутся по единому алгоритму. Но при этом они также могут маскироваться запутанной цепочкой формально не связанных оффшорных предприятий.
Результаты первого этапа оценить достаточно сложно: издержки вроде бы снизились, но прибыль не увеличилась. Цены на нефть растут, и при низком, для нефтяной компании, пороге затрат на реструктуризацию — 2—3 млн. долларов — многие руководители просто не захотят этим заниматься. Но это уже вопрос толковости поставщиков решений — сумеют ли они их убедить или нет? Как правило, первый этап проходит легче, если организуются дочерние компании или проходят инвестиции в существующую. Чем выбивать деньги у финансового отдела, легче вписать соответствующую статью в бизнес-план.
Второй этап — проведение части своих сделок на чужих площадках: интеграция внутренней информационной системы с внешними системами. Например, при экспортных операциях можно торговать нефтепродуктами либо арендовать транспортные услуги через западные интернет-площадки. Это приводит к появлению определенной культуры работы внутри компании. Наконец, третий этап — переход на схемы “бизнес—бизнес”. В этот момент решение о переходе является исключительно стратегическим вопросом — вся информационно-организационная структура для этого существует. На этом этапе достаточно просто просчитывается прибыль от перехода на работу по В2В-модели, поэтому решение “переходить—не переходить” принимается достаточно просто.
Уход от налогов в В2В, или Как это работает?
Обычным способом ухода от налогов является регулирование расчетных цен внутри самой организации: головная компания покупает у добывающих организаций нефть по смешной цене, потом по чуть большей цене экспортирует ее в оффшорную компанию (или в цепочку оффшоров), которая продает ее финальному потребителю по рыночной цене. При этом основная прибыль выводится из России и оседает на счетах оффшорной компании. Этот механизм прекрасно известен в нефтяной отрасли, с ним знакомы и в налоговой инспекции, но сделать что-то с этим при существующем законодательстве достаточно сложно. В свое время налоговая инспекция достаточно сильно “трясла” нефтяные компании за эту схему. И если крупные нефтяные компании вполне могут договориться с налоговиками: “Мы должны вам столько-то денег, каким образом эти деньги появляются — не ваше дело”, то для средних и малых фирм — это одна из серьезных проблем.
С использованием интернет-биржи эта проблема решается. Например, одна небольшая нефтяная компания организовала биржу, причем цены на нефть там выставлялись такие, что участвовать в торгах могли только аффилированные компании. И все цепочка перепродаж прокручивалась через биржу. Очень удобно. Это и есть основная цель создания большинства решений торговых площадок в Сети — упрощенная схема ухода от налогов. И первые инициативы по их созданию в основном направлены именно на решение “налоговой проблемы”. Причем заметьте, эта торговая площадка, Web-сайт, обновляется несколько раз в неделю. Следовательно, его можно рассматривать как средство массовой информации. А СМИ, как известно, не платят НДС. Таким образом, помимо схемы пониженного налогообложения, компания получает брокера, который не платит НДС. Вот с этими задачами В2В-решения справляются очень хорошо. Поэтому за перспективы развития сектора “бизнес—бизнес” в России можно быть спокойным. Он будет развиваться.
Кстати, использование подобной схемы удобно для всех. Российская компания становится более прозрачной и логичной в глазах иностранного инвестора. Из цепочки продаж исчезают непонятные оффшоры, прибыль в которых сложно контролировать. Это означает, что компания становится более привлекательной в качестве объекта для инвестиций, т. е. привлечения денег в российскую экономику, следовательно, это хорошо для государства. Это хорошо и для бизнеса компании, т. к. организация подобной площадки и участие в ней требует упорядоченности бизнес-структур.
Автор : Алексей Кузьменков- ibusiness.ru