ремонт одежды, ремонт трикотажа, ремонт трикотажных изделий, ремонт шуб, ремонт кожи, художественная штопка, ремонт костюмов, заказ
Свадебные платья
Вечерние платья
Выпускные платья
Одежда для беременных
Спортивная одежда
Форменная одежда
Платки, шарфы, фартуки
Ремонт одежды, кожи
Скатерти, шторы, чехлы
Классические женские брюки оптом
 
НОВОСТИ ГАЛЛЕРЕЯ СТАТЬИ КОНТАКТЫ

Сделайте мне красиво

Сегодня инвесторы ориентируются на проекты и компании, созданные признанными гуру Сети. Их логика понятна: эти люди доказали свою компетентность реализацией успешных Интернет-проектов, следовательно, если дать им деньги, они сделают лучше и больше. Но разумна ли такая позиция?

Зачастую успех прежних проектов измерялся не коммерческими, а иными показателями, например посещаемостью. Кроме того, возникает вопрос, насколько применим опыт построения «успешных» проектов двухгодичной давности в современных реалиях, не устарели ли бизнес-модели этих проектов: если в тот момент Интернет-рынок, с точки зрения деловой активности, находился практически на нуле, то сегодня денег в нем гораздо больше и интерес оффлайновых структур к Сети значительно выше. Подходит ли то, что создавалось для внутренних нужд на этапе «некоммерческого» развития Сети (баннерообменные сети, рейтинги, списки рассылки и т. д.), для решения задач сегодняшнего бизнеса, который приходит в Сеть?

Борьба нанайских мальчиков на деньги инвесторов

Инвестиционные деньги, появившиеся в Интернете, сейчас во многом направлены не на разработку новых ниш и концепций, а на копирование старых моделей бизнеса, которые имели спекулятивный успех на Западе. В результате новые проекты, вместо того чтобы расширять рынок, сосредоточенно занимаются борьбой нанайских мальчиков — конкурентным «боданием» внутри довольно узких ниш: например, существуют каталоги Rambler, List.ru, @Rus, однако недавно было открыто еще несколько — eStart.ru (Independent Media), e-port.ru («Автолкард-Холдинг») и еще несколько готовятся к запуску. Есть Интернет-магазин «Озон», являющийся лидером рынка, тем не менее, буквально в течение последних месяцев было громко объявлено об открытии новых онлайновых магазинов («Бумеранг», «24х7», Oxiris.ru), предлагающих практически тот же самый ассортимент: книги, видеокассеты и компакт-диски. Из новых, «нестандартных» концепций можно отметить разве что онлайновые аукционы и сайты, предоставляющие бесплатное место для размещения Web-страниц (Narod.ru и Boom.ru), успешность бизнес-моделей которых вызывает некоторые сомнения. Что же происходит? Почему, несмотря на заявленные объемы инвестиций в десятки миллионов долларов, новые оригинальные Интернет-проекты появляются в мизерных количествах? Причина заключается в том, что формирование коммерческой составляющей Сети в основном идет не от бизнеса, а от инвестиций. Иными словами, проекты строятся исходя не из потребностей реального бизнеса, а из спекулятивных интересов финансовых инвесторов: как только владельцы проекта приходят к инвесторам, им тут же говорят: «необходимо мыслить масштабно, поэтому будем строить портал». И не беда, что этих порталов уже несколько штук, «у нас много денег — мы построим самый лучший». Логика инвесторов понятна — им требуется большой масштаб и серьезная динамика, чтобы из проекта можно было легко выйти. Поэтому при дефиците содержимого Сети у нас много порталов, Интернет-магазинов и новостных ресурсов, которые либо не зарабатывают, либо зарабатывают очень мало. Финансовые инвесторы пытаются строить пирамиды, подобные Yahoo, Amazon.com и т. д., забывая, что Сеть, в терминах бизнеса, это всего лишьинструмент (или средство, если хотите). С большими возможностями, но все же инструмент, точно такой же, как телефон или факс. В отрыве от оффлайнового бизнеса Сеть практически мертва. Основная коммерческая деятельность в Сети может вестись только за счет обслуживания структур, создающих оффлайновые продукты или услуги.

Мы ждем перемен, или Предпосылки роста

Сегодня Сеть уже стоит на пороге прихода на рынок не спекулятивных (как в случае с финансовыми инвесторами) средств, а денег из реального бизнеса. В ближайшее время, видимо, следует ожидать роста сектора В2В: уже появилось несколько действующих проектов ( www.zol.ru , www.rusmet.ru ), и значительное число проектов было анонсировано. Судя по всему, олигархи заинтересовались Сетью. Финансовый потенциал этих структур сопоставим с потенциалом инвестиционных институтов, и наверняка их выход на рынок будет сопровождаться весьма крупными суммами. Малый и средний бизнес также заинтересован в Сети как инструменте продвижения товаров и услуг. Ежемесячная аудитория Сети в Москве, по данным Gallup Media, на сегодняшний день составляет около 640 тыс. человек. В столице проживает около 8,5 млн. человек, следовательно, московская аудитория Сети составляет порядка 7,5% от общего количества москвичей. А это уже неплохая заявка на то, чтобы называться полноценной рекламной средой и инструментом для решения маркетинговых задач малого и среднего бизнеса, оперирующего, как правило, на уровне города или региона. Вопрос лишь в том, как пользоваться этим инструментом.

Вот здесь начинаются сложности. Если крупные структуры олигархического типа могут позволить себе перекупать кадры, то малый и средний бизнес такой роскоши лишен. Более того, для этого сектора большие деньги выступают скорее как сдерживающий фактор. Выскажу весьма крамольную мысль — большие деньги тормозят выход малого и среднего бизнеса на Интернет-рынок, поскольку уводят профессионалов, чей опыт востребован, от проектов, обслуживающих сектор малого и среднего бизнеса, в сторону мегапроектов, ориентированных на олигархов (В2В) или спекуляции (порталы, Интернет-магазины и т. д.). Без участия же профессионалов сформировать структуры, обслуживающие малый и средний бизнес, — достаточно сложно. Правда, через пару лет ситуация может разительно измениться в худшую для Интернет-профи сторону — какие-то из мегапроектов, безусловно, станут успешными, но многие слепленные по западной кальке проекты начнут лопаться как мыльные пузыри. Но обратной дороги на рынок для профессионалов уже не будет — бизнес самостоятельно «сгенерирует» людей и проекты для обслуживания собственных нужд.

Сегодня можно сказать, что оффлайновые и онлайновые управленцы играют на разных полях. Одни знают, как работать с Сетью, другие — обладают опытом оффлайнового продвижения товара. Но так будет не всегда: рано или поздно владение интернетовским инструментарием станет необходимым навыком любого менеджера отдела маркетинга. (Уже сегодня Интернет-маркетинг преподается в экономических вузах.) Разрыв в знаниях между оффлайном и онлайном неизбежно будет сокращаться. Выходцы из оффлайна вырвутся вперед, поскольку не только обладают опытом работы с Интернетом, но владеют знаниями в тех областях, где Интернет-профи откровенно «плавают»: маркетинг, управление проектами и т. д. И весьма вероятно, что через пару лет Интернет-профи будут чувствовать себя на рынке неуютно.

Время решений

То, что нас ждет в ближайшее время на Интернет-рынке, будет очень похоже на бизнес в области системной интеграции. Эксплуатация готовых структур и ресурсов отойдет на второй план, вперед выйдет разработка и реализация решений, приспособленных под нужды конкретного бизнеса. Хотя, безусловно, рекламная модель бизнеса, которую эксплуатируют порталы, каталоги и т. д., останется жить и здравствовать. Кстати, сходство интеграторского и сетевого бизнеса подметил еще Илья Пономарев, бывший руководитель «Сибирской Интернет-компании». «Управление проектами в области системной интеграции мало чем отличается от управления Интернет-проектами», — считает он. Таким образом, будущий Интернет-бизнес — это бизнес решений. А там где появляются решения — появляется консалтинг. И это именно та область бизнеса, на которой могут неплохо зарабатывать люди, считающиеся профессионалами И-бизнеса.

Сейчас в области консалтинга по вопросам ведения Интернет-бизнеса образуется свободная ниша: интерес к Сети со стороны малых и средних компаний значительно возрос, но как улучшить свой бизнес с помощью Сети, для них остается непонятным. Структурами, де-факто выполняющими роль консультантов, являются агентства Интернет-рекламы. Для клиентов это не самое лучшее решение проблемы, так как агентство напрямую заинтересовано в том, чтобы заказчик заплатил как можно больше. Официально, естественно, этого никто не признает, но такая практика существует. Сотрудник Интернет-агентства рассказал интересный случай: в его агентство обратился клиент, пожелавший провести рекламную кампанию в Сети. Когда попытались выяснить, каких результатов он ждет от нее — были даны весьма туманные объяснения. В результате менеджеры агентства самостоятельно разработали схему, как «развернуть» бизнес своего клиента в Сеть. «Но при этом думали мы, — поясняет сотрудник, — не с точки зрения бизнеса, которым занимается клиент, а с точки зрения собственного бизнеса, который заключается в продаже Интернет-рекламы». Когда же клиент пользуется услугами независимого консультанта, то такая практика если не исключается полностью, то хотя бы сводится к минимуму. Конечно, Интернет-рынок очень узок и существует вероятность того, что консультант будет советовать размещать рекламу на «дружественных» ресурсах, но, опять-таки в силу узости рынка, эти вещи быстро становятся общеизвестными, после чего получить следующий заказ такому консультанту уже будет трудно.

Пока же для Интернет-рынка вполне типична ситуация, когда человека сначала спрашивают — сколько у него денег, а уже потом предлагают ему какие-то услуги. Новички слабо осведомлены, где можно найти хорошего дизайнера или студию, каковы реальные цены на рынке, какое агентство выбрать для реализации маркетингового плана, между тем это все прекрасно известно профи. И здесь их опыт может оказаться очень востребованным. Ниша консалтинга по вопросам ведения бизнеса в Сети, ориентированная на малый и средний бизнес, практически не занята. Консультативные услуги в области И-бизнеса предоставляют компании «большой пятерки» — Arthur Andersen или PricewaterhouseCoopers. Однако они обслуживают очень крупных клиентов, таких, как нефтегазовые и энергетические компании, и с небольшими (по их меркам) деньгами возиться просто не станут. Есть еще Интернет-агентство «Результат», оказывающее консультативные услуги в области Интернета. И все. Ниша — свободна, кто займет ее, господа?

 

Автор : Алексей Кузьменков- ibusiness.ru

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100