ремонт одежды, ремонт трикотажа, ремонт трикотажных изделий, ремонт шуб, ремонт кожи, художественная штопка, ремонт костюмов, заказ
Свадебные платья
Вечерние платья
Выпускные платья
Одежда для беременных
Спортивная одежда
Форменная одежда
Платки, шарфы, фартуки
Ремонт одежды, кожи
Скатерти, шторы, чехлы
Классические женские брюки оптом
 
НОВОСТИ ГАЛЛЕРЕЯ СТАТЬИ КОНТАКТЫ

Интернет-магазины: судьба одиночек

В российской Сети насчитывается порядка тысячи Интернет-магазинов, из них реально работающих — всего лишь несколько сотен. Каждая компьютерная фирма, считающая себя достаточно солидной, а таких абсолютное большинство, рано или поздно решает обзавестись собственным интернетовским ресурсом. Поначалу появляется обыкновенный сайт, но время идет, и мода меняется. И последний ее писк — Интернет-магазины. И вот компания платит за разработку магазина пару тысяч долларов безымянному дизайнеру (а выкладывать больше за это баловство, в общем-то, не имеет смысла), и на свет появляется очередной Интернет-уродец. Функционирование подобных онлайновых магазинов со стороны сильно напоминает существование зомби — что-то среднее между жизнью и смертью. С одной стороны, какая-то жизнь на сайте все-таки наблюдается — более или менее регулярно обновляются прейскуранты, иногда даже забредают одинокие пользователи. А с другой — продажи-то ничтожны, если не равны нулю, и окупить свое полумертвое существование такой магазин никак не может. Тем не менее, с завидным упрямством компьютерные (а теперь уже не только компьютерные) компании выталкивают на рынок магазины-однодневки, превращающиеся в Интернет-зомби.

Одной из важнейших составляющих успеха любой компании является узнаваемость торговой марки, называемая в рекламных кругах заморским словом “брэндинг”. Если при виде логотипа или названия вашей компании в голове у пользователя проскакивает мысль: “Компания X — это номер 1 (2, 3) в торговле Y. Очень низкие цены (большой выбор, быстрая доставка и т. д.)”, то узнаваемость хорошая. Например, Ozon.ru для большинства Интернет-пользователей является синонимом фразы: “Крупнейший книжный магазин в Интернете”. Очевидно, что повышение узнаваемости торговой марки напрямую связано с охватом аудитории. Когда речь заходит об Интернете, то возникает ощущение, что люди, построившие успешное оффлайновое предприятие, создавая онлайновый бизнес, напрочь забывают очевидный тезис, известный любой торговке семечками: продажи лучше всего идут в бойком месте. В пустыне можно торговать чем угодно, поставить коммерческую палатку или современный супермаркет, однако результат будет одинаково печален — магазин моментально разорится. Между тем значительное число Интернет-магазинов строились именно как магазины в пустыне, без аудитории и без рекламной поддержки.

Итак, магазинам нужно бойкое место для торговли, в то же время информационным ресурсам необходимо кому-то продавать свою аудиторию. Следовательно, союз между двумя этими классами ресурсов неизбежен. И с подачи инвесторов подобного рода слияния уже начались. Инвесторы покупают как ресурсы, располагающие широкой аудиторией, так и торговые ресурсы. В частности, среди объектов инвестиций компании ru-Net Holdings есть как трафикогенерирующие ресурсы — Yandex.ru и Narod.ru, так и торговые, например онлайновый магазин Ozon.ru. Аналогичную тактику демонстрирует и другой инвестор, компания netBridge, которая помимо коммерческих (онлайновый аукцион Molotok.ru и магазин 24x7) владеет еще и ресурсами “общего пользования”: сервером виртуальных открыток Mirumir.ru, ресурсом бесплатного хостинга — Boom.ru. Не так давно netBridge объявила о стратегическом партнерстве с каталогом List.ru, значительно увеличив, таким образом, подконтрольную аудиторию.

Европейский опыт

Не так давно компания Boston Consulting Group провела исследование европейского интернетовского рынка. Она пришла, в общем-то, к очевидным результатам: традиционные компании, использующие Интернет наравне с другими каналами продаж, имеют два основных преимущества перед онлайновыми структурами: известную торговую марку и отлаженную схему работы с клиентами. Это позволяет им контролировать две трети рынка электронной коммерции в Европе. Оставшаяся доля принадлежит компаниям, которые занимаются исключительно продажами через Сеть.

Согласно данным исследования, в основном через Сеть продаются туристические услуги, компьютерные комплектующие и программные продукты, а также книги и финансовые услуги. Суммарно эти категории занимают три четверти европейского рынка электронной коммерции. Интересно, что 93% оборота Интернет-компаний приходится на национальные рынки. То есть возможностью вести бизнес глобально, по всему миру, европейские сетевые фирмы пока не пользуются. В 2000 году оборот европейского Интернет-рынка, по прогнозам BCG, составит порядка 44,6 млрд. долларов. В области электронной коммерции Европа значительно отстает от Америки. В частности, не так давно министерство торговли США обнародовало данные по объемам электронных продаж первого квартала 2000 года. Они составили порядка 5,25 млрд. долларов. То есть оборот американского рынка за один квартал превышают прогнозируемый оборот всего европейского рынка за год.

“Ненужный”маркетинг

До сих пор большинство Интернет-магазинов практически не занималось собственным продвижением. В лучшем случае они участвовали в баннерообменных сетях. Директор агентства сетевой рекламы Марина Нефедова утверждает, что большинство Интернет-магазинов считает баннерообменные сети чуть ли не единственным способом продвижения своих продуктов и услуг. Это отчасти подтверждается словами одного из владельцев магазинов, который в приватной беседе заявил, что прокрутка миллиона баннеров через баннерную сеть сопоставима по эффекту с рекламой на узкоспециализированных площадках, при том что стоит значительно дешевле.

Однако с недавнего времени отношение компаний поменялось в лучшую сторону. Как утверждает Дмитрий Можаев, директор агентства “Два солнца”, если в прошлом году магазин, работающий через агентство, скорее был исключением, чем правилом, то сегодня таких клиентов с каждым днем все больше. В этом году магазины довольно активно пользуются услугами рекламных агентств, а кроме того, дают оффлайновую рекламу. “Наконец пришло понимание, что тупая покупка показов баннеров по максимально низкой цене — это еще не раскрутка”, — утверждает он. Среди клиентов агентств появляются и довольно экзотические, например производители ювелирных изделий, интерес к онлайновой рекламе также стали проявлять агентства по продаже недвижимости. А в связи с наступлением сезона отпусков, как полагает Марина Нефедова, должны активизироваться туристические фирмы.

Побеждает сильнейший

Ситуация в российской Сети довольно интересна: с одной стороны, заметен приток новых игроков, которые довольно серьезно подходят к своему продвижению на рынок. С другой — очевидно, что время одиночек проходит. При прочих равных выживать независимым Интернет-магазинам будет все труднее. Затраты на маркетинг крупной структуры, включающей в себя несколько ресурсов, ниже чем отдельных сайтов. Часть рекламы неизбежно будет проходить через родственные структуры, по заведомо более низким, чем для внешних рекламодателей, ценам. Это дает определенное преимущество крупным структурам. Хорошей иллюстрацией к сказанному может послужить Port.ru. Объединяя в себе значительное число “генераторов трафика”, таких как Mail.ru, Internet.ru, Travel.ru, компания достаточно активно продвигает свой коммерческий проект — глобальную торговую систему Torg.ru. На сегодня в Torg.ru участвует около трех сотен Интернет-магазинов, ежедневная аудитория этого сайта составляет порядка 10 тыс. человек при ежедневном обороте в 10 тыс. долларов. Для того чтобы конкурировать с такими конгломератами, независимым структурам необходимо объединяться. Процесс концентрации (укрупнения) ресурсов уже запущен и в ближайшее время пойдет быстрыми темпами. Этим занимаются как инвесторы, так и сами ресурсы. Примером последнего может служить объединение в холдинг eHouse Интернет-магазинов — Bolero.ru, Dostavka.ru, Megashop.ru и Wstore.ru (см. “ИБ” № 21 от 13 июня). Ресурсы, входящие в холдинг, по словам исполнительного директора Владислава Улендеева, будут работать в рамках общей системы учета и корректировать рыночную стратегию на основе взаимных интересов.

Судьба одиночек на фоне всеобщего укрупнения — достаточно незавидная, за исключением тех случаев, когда за ними стоят крупные оффлайновые деньги. Однако и они не всегда являются гарантией успеха — например, не так давно закрылся Reel.com, один из первых онлайновых магазинов по продаже видеопродукции. Владельцем магазина была достаточно богатая компания — Hollywood Entertainment Corp., располагающая крупной сетью оффлайновых магазинов по продаже видео. Несмотря на то что за последние 18 месяцев Hollywood Entertainment вложила в Reel.com порядка 55 млн. долларов, это не спасло онлайновый магазин от разорения. Другим печальным примером может послужить Toysmart.com — электронный магазин игрушек. Несмотря на то что владелец Toysmart компания Disney вложила в этот онлайновый магазин порядка 45 млн. долларов, это не помогло ей обогнать конкурентов — таких как eToys и Smarterkids.com.

Поэтому судьба одиночек предрешена: в лучшем случае они будут куплены, в худшем — разорятся. Тем более что сегодня стоимость замещения проектов на Интернет-рынке достаточно низка, поэтому долго торговаться с независимыми Интернет-магазинчиками никто не будет. Так что если вы планируете открыть свой магазин, подумайте, кому вы сможете его продать или хотя бы с кем объединиться. Не такое уж легкое это дело, электронная коммерция.

Войны второго этапа

Первая волна электронной коммерции напоминала времена “золотой лихорадки”, когда золотоискатели судорожно столбили участки и вручную мыли золото. Однако эти “старые добрые” времена уходят в прошлое — конкуренция на Интернет-рынке усиливается. В данной ситуации преимущество получает тот, кто, условно говоря, использует более совершенные методы золотодобычи. Период экстенсивного освоения закончился, наступило время более тонких методов.

Широта ассортимента и удобство — эти два понятия в ближайшее время станут ключевыми для достижения успеха на рынке электронной коммерции. Что касается расширения ассортимента, то задолго до появления ЭК супермаркеты уже успешно использовали эту тактику в борьбе с мелкими магазинчиками. Они предлагали покупателям более широкий выбор и удобное расположение и поэтому сейчас лидируют в области розничных продаж. Но времена меняются, и сегодня подобная тактика начинает работать против них самих — по ассортименту любой крупный магазин заведомо проигрывает онлайновому конкуренту. В частности, самый большой книжный магазин Америки предлагает своим посетителям порядка 250 тыс. книг, а, например, ассортимент Amazon.com составляют около 4,5 млн. книг. (Не забудем также, что помимо книг Amazon торгует еще и лекарствами, компакт-дисками, игрушками, косметикой и т. д.)

Широта ассортимента имеет и обратную сторону: ориентироваться в большом количестве предлагаемых товаров и услуг потребителю становится все труднее. В оффлайне покупатель, как правило, выбирает известные торговые марки. В Интернете ему приходится выбирать из сотен наименований одного и того же товара у разных поставщиков. Безусловно, это неудобно, поэтому появились механизмы поиска и сортировки товара по необходимым критериям. Например, онлайновая служба Microsoft CarPoint позволяет сравнивать автомобили более чем по 80 параметрам. Ни один производитель или дилер пока не предлагает ничего подобного. Совсем не обязательно, что подобные службы станут выступать в роли непосредственных продавцов — доходы подобных ресурсов-фильтров могут складываться как из рекламы, так и из продажи продуктов и услуг, сопутствующих основной тематике. А по отдельным категориям продуктов за подбор оптимального варианта вполне можно взимать плату.

 

 


Автор : Алексей Кузьменков- ibusiness.ru

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100