Основными объектами инвестиций прошлого года стали информационные ресурсы: поисковые системы «Рамблер», «Яндекс», каталоги и рейтинги — «Рамблер», List.ru и частично сайты розничной электронной торговли «Озон», 24х7 и т. д. Эти ниши постепенно выбирают всю свою целевую аудиторию, и, скорее всего, их дальнейший рост будет полностью определяться развитием российской аудитории Интернета, рост которой переходит из экспоненциальной в линейную стадию. Но это не означает, что Сеть перестала интересовать новых игроков, желающих заняться электронной коммерцией. Наоборот, в ближайшее время нас, скорее всего, ждет увлекательная борьба в новых и малоосвоенных нишах - детские костюмы для церковного хора.
Бизнес—бизнес
Рынок проектов «бизнес—бизнес» в ближайшее время, возможно, станет одним из самых горячих, как для инвесторов, так и для онлайновых компаний. Если на западе В2В-порталы уже сейчас имеют оборот в сотни миллионов и даже миллиарды долларов, то в России говорить об обороте вообще не приходится, да и самих проектов пока очень мало. Не следует думать, что рост сектора «бизнес—бизнес» произойдет исключительно за счет массового появления биржевых площадок. Модели В2В бывают очень разными, и сейчас на Западе набирает силу модель eProcurement — интернетовская система автоматизации закупки—продажи товара. Специальное ПО отслеживает процесс расходования или приобретения тех или иных товарных запасов и автоматически выставляет заявки на их закупку или продажу. Очень примитивный пример: нефтяная компания приобрела несколько нефтяных скважин. Как только информация о покупке появилась в системе, тут же размещается заявка на покупку оборудования для добычи нефти у одного из поставщиков или на Интернет-площадке.
Как полагают в аналитической компании Forrester
Research, к 2002 году на европейском рынке электронной
коммерции будут доминировать автомобильная, транспортная
и электронная отрасли. В России экономика ориентирована
на сырье, поэтому сегмент «бизнес—бизнес», скорее
всего, будет обслуживать сырьевые отрасли. Уже
сейчас появилось несколько площадок, работающих
с реальным сектором ( www.zol.ru и www.rusmet.ru
), а несколько компаний нефтегазовой отрасли объявили
о планах создания подобных ресурсов. Из осуществленных
проектов наиболее солидно выглядит система Faktura.ru,
первые торги в которой прошли в начале июля. В
системе участвуют оптовые компании из Москвы,
Новосибирска и Ростова. Разработкой Faktura.ru
занимался Центр финансовых технологий совместно
с Hewlett-Packard, IBM, Oracle и Sun Microsystems.
Однако помимо преимуществ, которые обеспечивает коммерция «бизнес—бизнес», она вызывает серьезные опасения западных сторонников свободного рынка, поскольку не только облегчает процесс купли-продажи, но и упрощает взаимные договоренности между крупными игроками рынка, создавая угрозу для небольших и средних компаний. Создание автомобильными гигантами DaimlerChrysler, General Motors и Ford Motor B2B-портала в автомобильной промышленности вызвало обеспокоенность Федеральной торговой комиссии США, а министерство юстиции весьма заинтересовал онлайновый проект американских авиакомпаний.
Власти всерьез опасаются, что объединение на одной площадке крупных компаний может создать угрозу монополизации рынка и способствовать установлению фиксированных цен. Однако существуют и скептики, считающие, что свободной конкуренции ничто не угрожает. В компании Gartner Group полагают, что не следует опасаться нечестной конкуренции на площадках, работающих по схеме «бизнес—бизнес»: несмотря на то, что незаконные договоренности между крупными игроками возможны, отследить их через Сеть не представляет особого труда. Тем не менее, сами небольшие компании боятся объединений среди крупных игроков. В частности, туристические агентства, например Travelocity.com и Expedia. com, всерьез опасаются конкуренции со стороны ресурса Orbitz. com, созданного несколькими американскими авиакомпаниями, в который было вложено порядка 100 млн. долларов. Несмотря на заверения авиакомпаний в неукоснительном следовании принципам честной конкуренции, туристические фирмы полагают, что новый сайт начнет сбивать цены с целью увеличения рыночной доли.
Сеть —женского рода
Большинство товаров и услуг, продаваемых в российской Сети, либо универсально, либо рассчитано на мужчин в возрасте от 25 до 40 лет. Женщины и молодежь, как целевая аудитория, из сферы внимания наших онлайновых продавцов практически выпали. Это закономерно, поскольку они не составляют значимой доли в аудитории российской Сети. Но так будет не всегда, и уже сейчас доля женщин и молодежи медленно, но верно растет.
Американский рынок —это характерный пример того, что нас ждет в будущем. Согласно исследованиям компании PeopleSupport, около 50% пользователей Сети — женского пола, при этом 63% из них совершают покупки в Интернете. Согласно данным MediaMetrix, женщины являются частыми посетителями специализированных медицинских сайтов, онлайновых магазинов игрушек. Это привело к увеличению онлайновых ресурсов, ориентированных именно на эту категорию покупателей: Kbkids.com, iVillage, Women.com, Freeshop. com. В России же рынок подобных специализированных ресурсов пока только начинает зарождаться: не так давно появились сайты Mama.ru и Doctor.ru.
Другая категория пользователей Интернета, практически не охваченная «заботливым» вниманием онлайновых продавцов, — подростки и дети (последние в меньшей степени). Подавляющее большинство сайтов, рассчитанных на эту аудиторию, выполнено самими подростками. Зараба-тывать на них деньги в России практически никто не пытается. Между тем очевидно, что подростки — это дети своих родителей, и зачастую обеспеченных (если хватает денег на Интернет). Интересы подростков, как покупателей, вполне предсказуемы: это модная одежда, музыкальные и компьютерные диски, игры, спортивные товары (например, роликовые коньки и велосипеды). При этом, что примечательно, в отличие от взрослых у них, как правило, не возникает особых опасений при заключении онлайновых сделок. Проблемой, правда остается процесс оплаты покупки, поскольку подавляющее большинство молодых людей не имеет пластиковых карт или счетов в банках. Но зарабатывать на молодежной аудитории все равно возможно, если не через прямые продажи, то используя рекламную модель, или через спонсорство. В России сайтов, напрямую позиционированных на молодежную аудиторию, практически не существует, за исключением, может быть, Omen.ru, однако часть ее собирают серверы, посвященные компьютерным играм.
Интернет-интеграция
Довольно популярным в ближайшее время может стать рынок услуг Web-, или Интернет-интеграции. Его рост напрямую связан с тем интересом к Сети, который в последнее время проявляется со стороны крупных кор-пораций реального сектора экономики. Интернет-интеграторы фактически будут обслуживать В2В-сектор российского рынка ЭК. Начиная с весны этого года компании разглядели этот рынок и стали разворачивать свой бизнес в эту сторону. Например, студия Web-дизайна Actis Systems теперь называет себя поставщиком решений для электронной коммерции; электронные решения будет предоставлять компания TerraLink Technologies в рамках своего проекта eSolutions.ru; системный интегратор TopS создал дочернюю структуру eTops Consulting, которая будет реализовывать «весь спектр решений электронной коммерции», и наконец, последний пример — AIM Systems, детище Arrava Internet Mangement.
Как поведут себя старые игроки в ситуации фактического разделения рынка инеграторских услуг на оффлайновую и онлайновую составляющую — пока неясно. Илья Пономарев, CVO (chief vision officer) компании Arrava, полагает, что роль системных интеграторов сведется к поставке инфраструктурных решений, в то время как Интернет-интеграторы непосредственно займутся переносом бизнеса крупных компаний в Сеть.
Автор : Алексей Кузьменков- ibusiness.ru